7 вопросов разработчику мобильных приложений, которые вы стеснялись задать

Спрос на разработку мобильных приложений со стороны бизнеса неуклонно растет. Объяснение лежит на поверхности – пользуются мобильными устройствами с каждым годом все больше. Бизнесу сегодня мало находиться в интернете, он должен быть в смартфонах клиентов. Мобильное приложение – это эффективный продукт, который способен приносить реальную отдачу бизнесу в достаточно широком диапазоне – от оптимизации внутренних бизнес-процессов до продвижения бренда и предоставления услуг.


Об этапах разработки приложений, работе с идеей и улучшением приложений, продвижении и об опыте разработки мы поговорили с директором по развитию бизнеса компании «Формат кода» Александром Жуковым.


Какую цель ставит перед собой компания, приступая к разработке нового мобильного приложения?
Мы как сервисная компания ставим перед собой цель помочь клиенту максимально эффективно реализовать идею и выпустить задуманное приложение. При наличии отраслевой экспертизы мы можем проводить продуктовые эксперименты и предоставлять развернутую аналитику. Зачастую наша экспертная команда подключается к проекту еще на этапе формулировки идеи. Это гарантирует, что готовый продукт будет учитывать все детали конкретного бизнеса и максимально эффективно решать поставленные задачи.


Какая общая последовательность разработки мобильного приложения?
Разработка происходит итеративно. Обычно мы в самом начале фиксируем стартовые документы и потом их регулярно обновляем:

  • Концепцию с описанием бизнес-целей и критериев успеха;
  • Макет интерфейса в Figma, который мы собираемся реализовать;
  • Бэклог/Техническое задание с описанием сценариев пользователя и нефункциональных требований.

Затем мы оцениваем бюджет этапа, согласовываем процедуры внесения изменений и приступаем к разработке. После окончания выводим продукт в магазины приложений и переходим к развитию приложения, которое фактически ничем не отличается от разработки, но разбито на менее крупные этапы.

Как вы исследуете и анализируете бизнес и рынок, чтобы определить потребности и требования пользователей?
Каждый наш мобильный проект начинается с аналитической работы и экспертизы. Детальный анализ позволяет четко определить бизнес-задачи и спрогнозировать конечный результат.
Если говорить про продуктовую методологию, то мы работаем в рамках фреймворка Lean в сочетании со SCRUM и используем документы из методологии Остервальдера.

Модель Остервальдера – простой, быстрый и наглядный инструмент бизнес-планирования. Это упрощенная схема, шаблон, в котором описываются перспективы развития и ключевые точки роста компании в 9 блоках: клиенты, ценностное предложение, виды работ, обеспечивающих создание ценности; необходимые ресурсы, ключевые партнеры, каналы поставки, взаимоотношения с клиентами, издержки, доходы


Какие критерии вы используете для определения того, что ваше приложение будет иметь успех среди пользователей?
Работаем в рамках продуктовых экспериментов – выпускаем MVP (минимально жизнеспособный продукт, от англ. minimum viable product) и смотрим на совпадение ожиданий с фактическим результатом, после чего принимаем решение о развитии или, возможно, коррекции курса.
Ориентировочный срок запуска первой версии приложения «с нуля» обычно составляет 3-4 месяца. За этот период времени можно реализовать несколько основных пользовательских сценариев и решить инфраструктурные и организационные вопросы, сопряженные с выпуском на широкую аудиторию. В целом же, приложение необходимо развивать, если рассматривать его как элемент цифровой стратегии. При этом важно понимать, что бизнес должен получать от этого продукта реальную отдачу, и частично реинвестировать ее в такое развитие. Например, типичная задача приложения — работа с лояльной аудиторией, ее активизация и стимулирование к покупкам. Если нет отдачи, то нет и бюджетов на его развитие.


Какую вы предоставляете гарантию на разработанное приложение? Какова система оплаты и отчетность?
Стандартная гарантия по договору – 6-12 месяцев, но проекты, которые с одного захода выводятся в продакшн и потом не развиваются, встречаются крайне редко. Оплата привязана к исполнению заявок с перечнем работ или объемом трудозатрат. Обычно этап привязан к календарному периоду от месяца до двух, за который мы успеваем сделать и предъявить законченные задачи. Документально при закрытии предоставляется акт или отчет и акт.


Как вы поддерживаете и обновляете свои приложения, чтобы они оставались актуальными и конкурентоспособными на рынке?
По запросам клиента, который в целом отвечает за бизнес и принимает решения о доработках/изменениях/развитии. Клиент может воспользоваться нашими аналитическими отчетами и общей экспертизой в разработке.


Какую роль играют пользовательские отзывы и обратная связь в создании и улучшении ваших приложений?
Обычно отзывы наводят владельца бизнеса на какие-либо мысли и идеи об улучшении приложения или сервиса, которые он совместно с нами перерабатывает в новые макеты и ТЗ. А мы их реализовываем в рамках очередной заявки. Отзывы — это такой же источник знаний о технических проблемах, и, если вдруг они возникают, мы их, конечно же, решаем.

О том, как можно сэкономить на разработке мобильного приложения, читайте в статье эксперта на RUSSOFT.