«Двое на качелях», или партнерство как способ преодоления кризиса

Благодаря уходу части иностранных компаний с российского рынка спрос на отечественные цифровые решение вырос в несколько раз. Желание заказчиков заместить иностранное программное обеспечение связано, в первую очередь, с необходимостью сохранить действующую функциональность своих информационных систем.

Из-за общей нестабильности компании из различных сфер бизнеса стремятся ускорить такой переход, так как хотят не остаться без техподдержки программного обеспечения и избежать связанных с этим рисков.

Но для подобного проекта сначала нужно найти отечественные аналоги, подходящие для импортозамещения, продумать, как именно будет осуществляться пошаговый переход на такое ПО, оценить необходимость доработок для внедрения новых решений. А если программное обеспечение клиента еще и проприетарное, т. е. созданное для конкретных специфических бизнес-процессов на базе конкретной платформы, то нужно еще убедиться в самой возможности интегрировать его с новыми решениями. Возможно, проще и дешевле окажется создать такое решение заново.

Так, для реализации проекта потребуется целый ряд совместно работающих специалистов различных направлений. Но даже у крупной IT-компании может не оказаться «обоймы» всех необходимых кадров и ресурсов. Решением здесь может стать коллаборация — взаимовыгодное сотрудничество с целью совместного выполнения подобных масштабных проектов несколькими компаниями.

Например, крупная компания-интегратор, берущаяся за проект такого «импортозамещения», может сотрудничать с меньшей по размеру компанией, но имеющей больше опыта и компетенций в какой-то конкретной области — например, способной проводить глубокую технологическую экспертизу или имеющей опыт разработки на основе отечественных программных решений.

Результатом подобного партнерства может стать некое совместное «решение под ключ», и каждый из партнеров сможет продвигать конечный продукт самостоятельно.

Кроме того, процесс совместной работы позволит получить компаниям-участникам некие новые компетенции и повысить эффективность бизнеса через использование преимуществ специализации и потенциала каждого партнера.

За предшествующие годы, в том числе благодаря разнообразию поставщиков, заказчики привыкли к удобству и качеству и вряд ли захотят снизить планку. Чтобы соответствовать уровню ожидания клиентов, отечественным IT-компаниям следует быть готовым к тому, чтобы не только конкурировать друг с другом, но и искать варианты сотрудничества. Компании смогут развиваться успешнее при условии активного взаимодействия между собой, интеграции в крупные проекты, реализуемые на федеральном и международном уровне, а также благодаря расширению контактов с другими IT-компаниями и их объединениями из разных регионов России.

Чтобы начать успешное сотрудничество, необязательно сразу вкладывать большой бюджет — важнее правильно выбрать партнера и определить цели. Формы и эффективность совместной работы могут существенно различаться в зависимости от масштаба и направлений решаемых задач, а также меняться с течением времени.

При выборе партнера важны:

  • Схожие ценности — стороны не должны расходиться во взглядах на ключевые вопросы.
  • Пересечение аудиторий — они должны быть схожими, но при этом не на 100% одинаковы, чтобы компании смогли завоевывать новые сегменты рынка.
  • Желание работать над проектом. Все стороны должны одинаково осознавать объем работы, быть готовыми вложить средства, время и силы в общее дело.

Любой кризис — это, прежде всего, время возможностей, так как заставляет нас искать новые решения для его преодоления. И новое партнерство может не только позволить «выиграть время», но и стать толчком в развитии компании и перевести ваш бизнес на новый уровень.