Интерес к нейросетям стал главным технологическим трендом 2023 года

Александр Жуков
Александр Жуков
директор по развитию бизнеса ·

Бурное развитие искусственного интеллекта и интерес к нейросетям стали главным технологическим трендом уходящего года. Сервисы на основе AI успешно встроились в процессы разработчиков, дизайнеров, маркетологов, их активно стали использовать в медиапространстве и многих других отраслях. Подведем итоги, как в 2023 году ИИ менялся сам и менял все вокруг.

Мир вступил в эру масштабного внедрения ИИ-технологий: в течение 2022 года и начала 2023 года каждый месяц выпускались новые крупномасштабные модели искусственного интеллекта, такие как ChatGPT, Stable Diffusion, Whisper и DALL-E 2, Midjourney, BARD, Firefly, Gen-2. — сообщается в ежегодном докладе о влиянии и прогрессе искусственного интеллекта «Artificial Intelligence Index Report 2023» Стэнфордского института искусственного интеллекта.

По усредненным оценкам от крупнейших аналитических компаний, мировой рынок технологий «с применением ИИ» составил около $140 млрд и к 2030 г. вырастет до $1,76 трлн. Несмотря на то, что 2022 год стал первым годом за десятилетие, когда частные инвестиции в ИИ сократились, ИИ стал представлять большой интерес для лидеров отрасли, бизнеса исследователей и общественности — отмечается в докладе.

В 2023-м году мы все стали свидетелями того, что этот интерес только усилился. Сегодня новые технологии способны выполнять широкий спектр задач — от обработки и анализа текста до генерации изобразительного контента и распознавания речи. Вместе с тем, существуют и растут риски их нерегулируемого использования, поэтому они могут использоваться для различных манипуляций. Особенно проблематичным выглядят мультимодальные системы и крайне настораживает ситуация в OpenAI, корни которой не разглашаются, но так или иначе связываются с новой моделью так называемого AGI (Artifical Generalized Intellect): AI модель, способная воспринимать не опосредованные тексты и описания, а сами факты окружающего мира. Это актуализирует множество этических вопросов, связанных с внедрением ИИ.

Не стоит доверять доступным сегодня нейросетям безраздельно, хотя они и показывают впечатляющие результаты. ChatGPT — обобщает факты и формирует краткие «выжимки» из огромных массивов информации из интернета. Он статистически отличает правильные факты от маргинальных мнений и «знает» намного больше текстов и источников, чем мог бы запомнить любой человек, но не может заменить, например, ученого, так как не способен порождать новые концепции. Интеллектуальную работу за человека нейросеть пока сделать не может и до самостоятельного мышления чат-боту пока далеко. Кроме того, для больших языковых моделей характерен так называемый эффект «галлюцинирования», когда сеть не обладает фактами, но мастерски формирует правдоподобный, но очень недостоверный в реальности текст.

По оценкам российских специалистов, в 2024-м году 99% компаний российского рынка, включая малый бизнес, смогут найти для себя выгодное и рентабельное применение искусственного интеллекта, которое воплотит смелые идеи: от маркетинга до AI-стартапов.

В развитии ИИ будут наблюдаться пять ключевых трендов: стремление государств к технологической независимости, ужесточение борьбы за кадры, развитие безопасного ИИ, стремление научных исследователей активнее использовать большие языковые модели и генеративный ИИ, рост экономического эффекта от его использования. В целом, российский рынок искусственного интеллекта пока слабо покрыт готовыми и доступными сервисами, для огромного процента задач требуется именно индивидуальная разработка.

С 2022 г. российский бизнес активно внедряет распознавание изображений, синтез речи, чат-боты и голосовых виртуальных ассистентов. Тем не менее, для ИТ-специалистов, в том числе в нашей компании — это пока не рабочий навык «на каждый день». ИИ технологии на данный момент используются как готовые модели, которые требуют данных и обучения, но обычно не требуют глубоких изменений в топологиях или принципах работы самой модели. Хайп вокруг нейросетей должен снизиться со временем за счет появления определенности: что именно возможно, а что нет. На их базе будут сформированы новые сервисы и инструменты, способные частично заменять работу людей. И в этом смысле они станут более популярными, мы начнем сталкиваться с ними в повседневной жизни чаще и в еще большем количестве сфер. Тенденцию для бизнеса можно сравнить с покупкой компьютеров в 90-е: постепенно эти решения освоят и внедрят в свои сервисы все, но с разной скоростью.

Насколько драматическим образом это изменит наши жизни — сложно предсказывать. Будем с интересом наблюдать.