Технологии комфорта: спрос на системы умного дома растёт

Недавно директор по разработке ПО компании «Формат кода» Олег Буренко принял участие в круглом столе «Закроет дверь и выключит утюг: почему растет популярность технологий «умного дома», организованном «Фонтанкой.ру». В нем участники рынка обсудили изменения, которые произошли в области технологий умного дома и обменялись мнениями по ключевым вопросам систематизации этой сферы.

Если раньше застройщику было достаточно создать проект с низкой стоимостью квадратного метра, то сейчас на первое место выходит качество создаваемой жилой среды, а также наличие всей необходимой инфраструктуры, в том числе и цифровой. Процесс обустройства объектов недвижимости и повышения качества жизни сместился в сторону цифровых разработок.

Активное распространение технологий умного дома привело к необходимости регулировать этот рынок. Известно, что Минцифры, Минстрой и Минпромторг в 2024 году планируют разработать и утвердить свод национальных стандартов для цифровых сервисов и услуг в новостройках. В конце 2023 года уже были утверждены ГОСТы 71199 и 71200 по умным домам. Олег Буренко прокомментировал появление новых стандартов:

— Стандартизация хороша, если не загоняет в рамки разработчиков, производителей, а дает ориентиры. Например, чтобы маленькие компании могли предлагать продукцию крупным застройщикам, подтверждая качество продукции соответствием стандартам, —рассказывает эксперт. — Это рождает конкуренцию, а конкуренция — это благо. А вот если стандарты будут написаны исключительно под одного-двух разработчиков, то это отрицательно скажется на рынке, потому что монополия не создает условий для эволюционного развития.

По его словам, до сих пор де-факто на рынке был ряд стандартов — например, систем контроля доступа.

— Мы делаем для компании ELTIS программное обеспечение для управления системами жилых комплексов с развитой цифровой инфраструктурой, включающей в себя развитую инженерную сеть и современное оборудование. Это ПО позволяет, например, интегрировать домофон с его функционалом в мобильное приложение управляющей компании, чтобы осуществлять дополнительно родительский контроль, подключиться к камерам на детской площадке, в подъезде, дистанционно открывать шлагбаумы, двери и т.п. При наличии общих стандартов в одном устройстве можно интегрировать сразу много систем, которые будут делать жизнь более комфортной, — пояснил Олег. ГОСТы должны задать направление, но не ограничивать конкуренцию.

Спикеры затронули тему импортозамещения. Уход западных компаний позволил шире развернуть деятельность российским производителям и разработчикам, которые, впрочем, и раньше присутствовали на этом рынке.

— Китай достаточно быстро выводит свои продукты на рынок, но качество кода, интерфейсов, принятые паттерны того, как они используются, сильно отличаются от того, к чему привыкли в России и на Западе, — говорит Олег Буренко. — Поэтому мы создаем продукт для «своих», чтобы им было удобно пользоваться.

Он добавил, что сейчас основновным трендом являются интеграции с голосовыми помощниками. Значительно проще сказать «Алиса, включи чайник», чем выбирать нужное из десятка приложений. И вокруг этих голосовых помощников формируется определенный стандарт устройств, т.к. все хотят иметь возможность с ними интегрироваться.

— Мы в компании «Формат кода» также реализуем для заказчиков возможность интеграции различных элементов с «Алисой», — продолжил Олег. — Вопрос в том, насколько в этом заинтересован пользователь, так как спрос рождает предложение. И если кто-то сделает «суперприложение» с простой интеграцией остальных элементов и голосовым помощником, который будет в постоянном режиме слушать команды, это наверняка станет прорывом на рынке.

Все эксперты сошлись на том, что именно голосовой помощник, с которым можно будет разговаривать, как с человеком, наиболее понятен для пользователей. Тем более что и «Алиса» от «Яндекса», и «Маруся» от «ВКонтакте» — это продукция российского производства.

Эксперты также отметили, что требования у покупателей существенно изменились, и спрос на технологические решения будет продолжать расти. Свою роль сыграет сформировавшаяся привычка к онлайну. Кроме того, поколение покупателей, родившихся и выросших в цифровой интерактивной среде, привыкло к цифровизации «всего» вокруг.