Возможности автоматизированной системы WMS: cтоит ли инвестировать в WMS?

Андрей Казачков
Андрей Казачков

Уход западных вендоров дал зеленый свет российским решениям на основе систем управления складом WMS. За счет четких оптимизационных механизмов и функциональных возможностей они пользуются повышенным спросом как у производственников с собственными складами, так и у провайдеров логистических услуг. Руководители предприятий продолжают вырабатывать стратегию импортозамещения, анализируют прошедшие и предстоящие изменения, а также изучают постоянно совершенствующийся  портфель отечественных WMS-систем, которые помогают добиваться значимых изменений в бизнесе.

Как показывает исследование TAdviser, рынок автоматизированных систем в России сохраняет позитивную динамику и продолжит расти в ближайшие годы. По данным аналитического портала, объем рынка WMS по итогам 2022 года увеличился на 25% и достиг 3,1 млрд рублей. Динамика в 2023 году сохранилась; по разным оценкам, прирост составляет от 20 до 40%.

Автоматизация становится неотъемлемой частью стратегий развития не только складских предприятий. Есть общее понимание, что бизнес должен развиваться, и останавливать процессы автоматизации нельзя. Однако некоторые руководители высказывают опасения относительно целесообразности автоматизации склада и продолжают вести бизнес без использования программ автоматизации. Они опасаются высоких финансовых затрат, размытых целей и долгих процессов внедрения. При этом далеко не все знают, что автоматизировать процессы склада можно поэтапно, с разумными финансовыми затратами и понятным результатом после каждой фазы внедрения.

Существует целый блок оптимизационных механизмов, который практически невозможно осуществить вручную. Для его реализации нужна WMS с прописанными правилами хранения и перемещения товаров на складе.

Какие процессы автоматизируются на складе?

Вот некоторые из таких механизмов:

Размещение – складирование товаров. Каждому товару прописывается собственная стратегия размещения на складе, состоящая из последовательности правил с учетом огромного числа факторов – упаковка, размеры и вес, сроки годности, предпочтения по размещению в зонах, запрет на размещение в определенных зонах, заполненность зоны, максимальное заполнение ячейки, АВС и др. Вручную рассчитать оптимальное место для размещения конкретной паллеты невозможно, поэтому с такой задачей может справиться только WMS.

Пополнение – управление расстановкой и пополнением товара по его приходе на склад. Правила перемещения транспортных единиц из одной зоны в другую обеспечивают бесперебойную работу комплектовщиков. Например, перемещение паллет из паллетной зоны в зону коробочного отбора с учетом таких факторов, как минимальное количество товара в зоне отбора, размеры зон отбора, приоритеты задач пополнения и пр.

Отбор. При формировании задач отбора (комплектации) WMS должна также учитывать массу самых разнообразных факторов, зачастую противоречащих друг другу. Система учитывает приоритеты выполнения срочных заказов, необходимость раздачи больших заказов нескольким комплектовщикам и, наоборот, выдачу нескольких небольших заказов одному комплектовщику. При этом WMS рассчитывает и оптимальный маршрут комплектовщика (формируя сначала все задачи в одной зоне, потом в следующей и пр.)

Погрузка. Благодаря грамотной расстановке оборудования и зонирования на складе исключаются излишние пробеги погрузочной техники. Зачастую на большом складе погрузчик движется хаотически. Водитель отвозит паллету на размещение, затем возвращается за новой паллетой и так далее. При сконфигурированном чередовании задач система контролирует маршрут погрузчика. И сразу после окончания задачи размещения подыскивает ему новую задачу (это может быть задача пополнения или перемещения паллеты на линию отгрузки), ближайшую к месту, где находится погрузчик. Таким образом происходит оптимизация работы погрузчика, минимизация его пробега с пустыми вилами. Также могут учитываться и приоритеты задач. В этом случае при появлении задачи с высшим приоритетом (например, отгрузки срочного заказа) маршрут погрузчика оптимизируется не по минимизации пробега, а по необходимости выполнить в первую очередь срочный заказ.

Оптимизация размещения грузов – оптимизация размещения грузов в транспортном средстве (например, фуре) таким образом, что первыми в нее будут загружены грузы, имеющие на маршруте следования последнюю остановку. Так можно существенно облегчить работу грузчиков, извлекающих из фуры грузы на маршруте.

Электронный документооборот. Отказ от технологии бумажных носителей. WMS система автоматически формирует задания по всем видам складских операций, пересылая их на терминалы сбора данных сотрудников или пульты управления погрузочной техники. Бумажные документы становятся не нужны, т.к. само задание, количество и характеристики товаров, которые нужно обработать, полностью отображаются на экране терминала сбора данных. Это существенно оптимизирует работу кладовщиков.

Контроль производительности персонала. На складе с автоматизированной системой управления руководитель может отслеживать данные производительности сотрудников в соответствии с установленными в компании ключевыми маркерами. Благодаря таким данным у руководителя склада или начальников смен всегда есть возможность принимать управленческие решения. Например, в пиковый период выявить снижение производительности определённой группы склада и оперативно перераспределить нагрузку, направив в слабое звено сотрудников с других участков.

Чем выше товарооборот, тем сложнее становится управлять складскими процессами и организовывать бесперебойность работы склада. В конечном итоге наступает момент, когда изменения становятся неизбежны. По мнению финансовых аналитиков, инвестиции в WMS относят к краткосрочным, а затраты на внедрение системы окупаются за 1-3 года. Самое время осуществить переход на новый технологический уровень и использовать принципиально новые возможности управления складом.