Четвертая промышленная революция: люди против машин?

Понятие «Четвертая промышленная революция» (Industry 4.0) стало одной из самых актуальных тем для описания грядущих изменений в промышленности и экономике. Кто-то считает ее прогнозируемым событием, кто-то думает, что она уже началась, кто-то ждет ее с нетерпением, кто-то — с ужасом. Однако все сходятся в одном: новый индустриальный переворот будет не похож на предыдущие.

Industry 4.0 — это новая концепция производства, подразумевающая интеграцию производственных процессов и ИТ-решений с целью экономической целесообразности, повышения производительности и качества, улучшения условий труда и имеющая огромный потенциал по увеличению уровня жизни.

Основные принципы построения Industry 4.0 сформулированы так:

  • Функциональная совместимость человека и машины: машины и люди должны быть способны взаимодействовать не только на физическом, но и на информационном уровне — через все возможные каналы, включая Интернет.
  • Прозрачность. В виртуальном мире записывается и хранится максимально полная информация обо всех процессах на предприятии.
  • Техническая поддержка машинами человека. Искусственный интеллект анализирует данные и помогает людям принимать решения.
  • Способность систем самостоятельно принимать решения. Децентрализация управленческих решений.

Хотя термин Industry 4.0 относится к производству, уже сейчас ясно, что изменения затронут все сферы жизни — и мы уже ощущаем это сегодня.

Критики опасаются повышения нестабильности и возможного коллапса мировой системы, в связи с чем наступление четвертой промышленной революции воспринимается как вызов, на который человечеству предстоит ответить.

Даже сам создатель термина «Industry 4.0» Клаус Шваб предполагает, что промышленная революция «влечёт за собой не только технологические новации, но и смену социальной парадигмы, культурного кода — ведь масштабное внедрение киберфизических систем и цифровизация промышленности не осуществимы без правовых преобразований и политических реформ».

Однако предыдущие промышленные революции также несли в себе риски и меняли привычный мир, но вряд ли сегодня мы сожалеем об изобретении парового двигателя, конвейера или компьютера. Чтобы в полной мере использовать открывающиеся возможности, нужно не бояться сложности новых технологий, а контролировать их.

Риск опережающего развития технологий Четвертой промышленной революции по сравнению с возможностями общества по их контролю — одна из главных угроз на перспективу. Пока ответы на эти угрозы очень невнятны, а предлагаемые меры довольно примитивны и труднореализуемы

Александр Абрамов
Александр Абрамов
профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ — ВШЭ

Стандарты

Одним из первоочередных вопросов для Industry 4.0 является создание новых единых цифровых стандартов.

Новые машиночитаемые стандарты — это цифровые объекты (системы), содержащие требования, которые, во-первых, должны быть понятны всем людям, задействованным в промышленном производстве, а во-вторых, должны восприниматься информационными системами. Стандарты должны быть едиными и универсальными, как система СИ.

Требования, заложенные в цифровых стандартах, могут быть заранее классифицированы, привязаны к конкретным стадиям жизненного цикла продукции, компонентов или оборудования. Единый стандарт упростит интеграцию оборудования и ПО и сделает конечного потребителя независимым от поставщиков.

До сегодняшнего дня в рамках конкурентной борьбы многие производители, наоборот, нацеливались на максимально уникальные решения и создание собственных экосистем (например, решения компании Apple).

Однако переход к Industry 4.0 возможен лишь при условии некой единой системы, объединяющей все включенные в него элементы. Решения должны стать максимально универсальными и легко интегрируемыми в экосистемы других производителей.

Уже сейчас набирает популярность стратегия, предоставляющая больше свободы конечному потребителю: многие компании переориентируются с создания продуктов на сервис и обслуживание. Т.е. компания зарабатывает не столько на продаже самого оборудования, сколько на его последующей поддержке и обслуживании. Такая бизнес-модель присутствует во многих сферах — например, IT-компании предлагают бесплатные open source решения, а сервисы по обслуживанию и всевозможные доработки продают за деньги.

Конечно, создание единых стандартов потребует плотной работы специалистов из разных сфер, а значит, и необходимости договариваться. И, как показала недавно пережитая нами пандемия COVID 19, человечество способно на это. Кроме того, сформировавшиеся тогда условия значительно ускорили автоматизацию и интеграцию таких решений. Взаимодействие «человек-цифровая среда-человек» показало не только свою эффективность, но и потенциал включения в эту систему машин и киберфизических систем.

Кибернетический подход к управлению

Информационные системы Industry 4.0 отличаются от всех предшествующих отсутствием заметных ограничений. Они имеют экстремальную производительность (extreme productivity), обеспечивающую экстремальную автоматизацию (extreme automation) и экстремальную связанность (extreme connectivity). Под экстремальной автоматизацией понимают методы искусственного интеллекта во всех сферах человеческой деятельности, под экстремальной связанностью — отсутствие ограничений на взаимодействие между людьми и машинами, людьми и людьми, машинами и машинами, таких как расстояние, время и т.п., а под экстремальной производительностью — все, что составляет современные компьютерные технологии.

Их сочетание открывает возможность для создания больших систем, построенных на основе кибернетического подхода к управлению, когда решения принимаются на основе анализа данных (data driven decision). Сейчас как в бизнесе, так и в государственном и административном управлении решения принимаются зачастую на интуитивном уровне, а компьютерные системы, типа ERP, служат лишь вспомогательными инструментами. А это чревато ошибками, несущими негативные последствия.

Основная характеристика нового типа управления — это переход от централизованно контролируемых процессов к децентрализованным.

До сих пор применение кибернетического подхода к управлению было ограничено техническими системами. Но в будущем, даже при отсутствии таких ограничений, принимать решения на основе предоставленных данных все равно предстоит человеку. ИИ не заменяет человека, а становится расширением и продолжением человеческих возможностей, что в итоге даст синергетический эффект. И роль человека при этом становится более критичной и определяющей.

«Впервые машины покусились на то главное, что определяет человека, — на его разум»

Самые большие опасения вызывает место человека в новом цифровом мире. Оставит ли Четвертая промышленная революция человека без работы?

По некоторым прогнозам, Industry 4.0 может привести к беспрецедентному расширению пропасти между богатыми и бедными, способствовать появлению компаний-монополистов и сокращению числа рабочих мест. Но, согласно другим прогнозам, она, наоборот, приведет к ликвидации частной собственности и совместному владению — уже сейчас мы можем оценить удобство того же каршеринга.

Да, благодаря автоматизации многие существующие сегодня профессии исчезнут, но появится необходимость в других, сегодня еще не существующих. Конечно, в первую очередь переквалифицироваться предстоит людям, работающим в области ручного труда, поскольку Industry 4.0 позволит сократить именно такой труд в производственной среде.

Так как в основе Industry 4.0 лежит интеграция человека и машины, то возникают требования не только к технологиям, но и к количеству специалистов, необходимому уровню экспертных знаний, квалификации и т.п. Четвертая промышленная революция неизбежно заставит людей учиться и переучиваться, ведь качество специалистов является важнейшим фактором для Industry 4.0.

Кроме того, Industry 4.0 даст шанс переосмыслить ценность человеческого капитала — ведь все, что опирается на творчество, креативность, навыки межличностного общения и эмоциональный интеллект, невозможно без человека.

А новые задачи неизбежно потребуют новых специалистов, поэтому освободившиеся руки всегда будут востребованы.

Industry 4.0 фактически изменит функцию человека, но поставит перед ним ряд новых задач. И так как процесс развития вечен, вечна и роль человека в инициации решения возникающих задач.

Конечно, Четвертая промышленная революция — это не одномоментный процесс, и логично предположить, что она будет отличаться на своих этапах. И если в начальных фазах роль человека будет первична, то в дальнейшем все больше и больше решений можно будет доверить машинам. Но направлять ИИ-системы, ставить для них цели, подсказывать оптимальные методы решений всё равно предстоит человеку.