Проект для FMCG-ритейлера: новые вызовы — новые возможности
Компания «Лента», ведущий российский многоформатный продуктовый и FMCG-ритейлер, и компания «Формат кода», разработчик программных решений, имеют давний опыт сотрудничества. Сегодня мы беседуем с техлидом проектов Дмитрием об интересных реализованных проектах и правильно подобранных IT-решениях.
На сегодняшний день силами наших команд реализовано более 10 совместных проектов. Среди наиболее значимых — создание электронного каталога, миграция сайта, разработка омниканальной платформы для E-commerce, запуск нескольких мобильных приложений, создание программ лояльности, запуск клуба покупателей «Лента Бар» и «Супердетство», создание «Лента PRO» для бизнеса для поддержки юридических лиц, IT-сопровождение торгового оборудования, а также разработка внутреннего корпоративного трекера задач для сотрудников. Каждый из этих проектов — определенный вызов, новые интересные задачи и нестандартные технические решения.
С чего началось сотрудничество с ритейлером? Как выстраивалась работа?
Наше партнерство с «Лентой» стартовало в 2018 году с момента начала работ по запуску пилотного проекта по персональным предложениям «Личный кабинет». Команда разработала систему на базе платформы Optimizely (Episerver) CMS и Optimizely (Episerver) Commerce, позволяющую покупателям получать персонифицированные предложения. Также мы приступили к разработке мобильного приложения для покупателей, оно рассчитано на обслуживание порядка 5 миллионов клиентов. Мы разработали мобильное приложение с учетом новейших трендов в сфере технологий и дизайна, предполагающих максимальное удобство для пользователей. Новый цифровой канал продаж расширил аудиторию постоянных покупателей, повысил их лояльность, повысил средний чек и позволил получить удобный инструмент для формирования персональных предложений и размещения рекламы партнеров. В рамках проекта данная концепция была также реализована через сайт.
Какие, на ваш взгляд, наиболее значимые проекты удалось осуществить?
Совместными усилиями кросс-функциональной команды был создан электронный каталог ритейлера — высоконагруженная система с большим объёмом обрабатываемых данных. Это около 500 000 товаров! А именно — активная матрица от 120 000 до 170 000 товаров, архивные данные, в каждом торговом комплексе от 10 000 до 50 000 товаров в зависимости от его формата, а самих торговых площадок более 800 по всей стране.
Еще один масштабный проект — миграция данных со старого сайта на новый. Была поставлена задача полностью его адаптировать, изменить дизайн. Проект, который особенно запомнился, наш общий челленж — «Лента E-commerce».
Расскажете о нем подробнее?
К началу 2020 года онлайн-ресурсы сети не были в значительной мере подготовлены к вызовам, поставленным пандемией и периодом массовой самоизоляции. У ритейлера был сайт, но на нем все еще нельзя было совершать покупки. В этот непростой для всех период спрос на продажу товаров через интернет был чрезвычайно высок. Поэтому проект E-commerce требовалось осуществить в очень сжатые сроки. Всего за несколько месяцев нами был запущен интернет-магазин «Лента», ставший полноценной интернет-площадкой сетевого ритейлера. Сразу после открытия интернет-магазина наблюдались лавинообразный рост заказов и высокая конверсия на сайте.
Поделитесь опытом импортозамещения на проекте.
В 2022 году нужно было оперативно осуществить перевод данных из зарубежного облака в ЦОД заказчика и обеспечить стабильное функционирование сайта под возросшей нагрузкой. Было проведено оперативное масштабирование серверных мощностей системы. Мы полностью осуществили замену поисковой системы с EpiFind на ElasticSearch. В комплексе это позволило существенно оптимизировать скорость выполнения заказов интернет-магазина.
На этот проект была выделена специальная команда, которая в кратчайшие сроки (за 2.5 месяца) смогла осуществить замену движка в «мягком режиме». Для стабильности оба сервиса работали параллельно, переключение осуществлялось через изменение конфигурации на любом из серверов в течении двух минут. После этого команда выполнила задачи по оптимизации скорости и улучшения релевантности поиска, т.к. облачный сервис не предоставлял многих нужных механизмов.
За счет слаженных действий команды и правильной организации взаимодействия на базе системы, работающей под постоянно возрастающей нагрузкой, мы доказали, что можем успешно менять технологии и бизнес-процессы. Проект сегодня находится в стадии поддержки нашими специалистами.
На сегодняшний день сложно представить сетевую компанию без информационных технологий. Практически все процессы крупных продуктовых ритейлеров проходят через технологии и информационные системы. Все больше компаний фокусируется на построении эффективного взаимодействия бизнеса и ИТ. Думаю, что наши кейсы с «Лентой» — хорошие примеры успешного союза.