Добрый доктор ИИ: о цифровых решениях в медицинской практике
Отечественная система здравоохранения осваивает технологии искусственного интеллекта (ИИ). Перед ИТ-разработчиками поставлена задача – отработать технические моменты по внедрению решений с ИИ в медицинскую практику. О том, какие ИТ-решения уже используются для управления медицинскими учреждениями, какие новые технологии оптимизируют процессы делопроизводства и какую пользу приносит искусственный разум пациентам и медицинским работникам, мы поговорили с Александром Жуковым, директором по развитию бизнеса компании «Формат кода».
Александр ответил на самые часто задаваемые вопросы по наиболее «чувствительным» темам в сфере здравоохранения и ИИ.
Сегодня флагман цифрового развития здравоохранения – это телемедицина. Отношение к общению с доктором онлайн кардинально изменилось еще во время пандемии. Инвестиции в эту сферу по-прежнему растут. Какие факторы влияют на стремительное развитие направления?
Темпы роста телемедицины оценить сложно, но мы видим, что это десятки процентов в год. Телемедицина представляет собой любые удаленные коммуникации в сфере здравоохранения. Это могут быть как традиционные встречи пациентов-врачей, так и взаимодействие докторов между собой. Размытость этого понятия делает сложной оценку объема рынка, но очевидно, что он растет за счет нескольких драйверов:
- Удобство пациентов и докторов. С развитием доказательных технологий все большую важность приобретают анализы и данные медицинских исследований, а не личное пальпирование и изучение методами Парацельса и Гиппокарата. Сегодня доступ к результатам анализов предоставляются пациентам посредством электронных средств коммуникации.
- Удешевление за счет сокращения транзакционных и организационных издержек медицинских и страховых учреждений. Клиникам, страховым компаниям и страхователям получается выгодно стимулировать телеформат общения доктора с пациентом.
- Доступность услуги для потребителей на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях, а также включение в активность людей, имеющих сильную занятость. Повышается оперативность обращения за консультацией.
- После введения тестового правового режима нет барьеров, связанных с легальностью услуг телемедицины.
С какими сложностями сталкиваются разработчики решений для телемедицины?
Основные вызовы рынка сейчас, на мой взгляд, – это безопасность и отсутствие единых платформ. Нет общей «карточки» пациента, нельзя переносить данные между платформами. Вызывает опасение распространение приложений телемедицины через экосистемы Apple и Google. При этом монополизация платформ, когда крупные компании разрастаются и начинают влиять на выход новых игроков на рынок, ограничивает свободную конкуренцию – тоже не лучший путь. Необходимо развитие госрегуляторов и навязывание стандартов, вынуждающих игроков делать совместимые решения. А это требует времени и «созревания» рынка. Нет единых стандартов медицинских данных для обезличенного использования в исследованиях, нет систем для обмена данными между игроками рынка, непонятны методы и способы управления своими данными со стороны пациентов, неясно, каким образом организовать электронное взаимодействие в части передачи рецептов и аптек. Работы в этом направлении пока больше, чем рук и голов.
Нуждается ли данная сфера в импортозамещении?
Импортозамещение нужно практически везде, особенно там, где данные пациентов проходят через западные платформы видеоконференц-связи. Элементарно, даже для создания банка данных по всем пациентам пока нет полноценно готовых и опробованных ECM-платформ. Отрасли нужны единые стандарты НСИ, нужны решения, облегчающие работу докторов в части электронного документооборота, отчетов и ведения пациентов.
Расскажите о практическом применении ИИ и нейросетей?
Сегодня широко применимы речевые технологии в работе врачей – это сервисы распознавания речи для заполнения медицинских карт «голосом», используются алгоритмы скрининга на базе рентгеновских и МРТ-снимков, разрабатываются приложения для контроля и первичной диагностики, а также оказания врачебной помощи дистанционно в формате текстового, аудио- и видеочата.
Важную роль в развитии сыграли большие языковые модели, такие как ChatGPT. Достаточно много клиник успешно внедрили в свою работу чат–боты для записи и сбора обратной связи от пациентов и врачей. Прорывом в сфере здравоохранения можно назвать применение ИИ–технологий, которые помогают анализировать результаты исследований, выявлять отклонения и диагностировать заболевания на ранних стадиях.
Автоматизация медицинских учреждений, оптимизация клинических, административных и финансовых задач сегодня не представляются возможными без цифровых инструментов. В целом этот рынок очень емкий в части инноваций, но в то же время при внедрении цифровых решений требуется большая ответственность и обеспечение серьезной безопасности данных. А где существуют повышенные требования безопасности, там обычно появляются сложности с удобством использования.