Импортозамещение в ИТ: успехи, неудачи, возможности

Мы продолжаем разговор об импортозамещении и развитии отечественной IT-отрасли с директором по развитию компании «Формат кода», Александром Жуковым. Сегодня поговорим о том, что помогает, а что, наоборот, мешает российским IT-компаниям продвигать свои разработки и занимать освободившиеся на рынке ниши.

Как российская IT-отрасль развивается в отсутствии конкуренции с западными компаниями?

Мне кажется, что этот вопрос нельзя отрывать от развития экономики в целом. С одной стороны, конкуренция в продуктовом сегменте у нас только появляется. Массовые продукты всегда были существенно «подавлены» более сильными и дешевыми западными конкурентами, которые могли за счет эффектов масштаба и затраченных инвестиций предоставлять более качественные решения. Их уход должен привести к появлению объемов продаж и улучшению финансирования отечественных разработок. С другой стороны, действительно может оказаться скопированной ситуация отечественного автопрома, когда «едет — и хорошо», но нигде, кроме внутреннего рынка, не окажется применима.

Мне кажется, что это предмет регулирования рынка с точки зрения антимонопольного законодательства и наличия структур, способных инвестировать в серьезные продукты. А это, как я уже говорил, нельзя отрывать от того, каким путем пойдет наша экономика в целом.

Существует ли у российского бизнеса недоверие к российскому ПО?

Я бы перевел проблему «недоверия» в плоскость «рисков возврата инвестиций». Мы помогаем многим клиентам автоматизировать бизнес и хорошо знаем, что любое серьезное решение состоит из двух «частей». Первая — это платформы и продукты, которые используются. Вторая часть (которую делаем мы) часто даже более ценна за счет того, что содержит в себе «know how», традиции бизнеса, подходы к работе, ландшафты интеграций, и обычно на это были затрачены существенные инвестиции — денег, времени и опыта.

Уход вендора означает, что многие работы, которые делались с опорой на эти импортные продукты, необходимо воспроизвести на базе отечественных решений. Клиент не может просто изучить продукт на стенде и четко на 100% сказать, подойдет ли он в его бизнесе или нет. Для этого нужно глубоко на практике исследовать множество технических и организационных аспектов работы продукта и вендора. А это уже полноценные инвестиции в проект.

При этом ситуация для заказчика довольно шаткая, потому что, нужно признать, на базе отечественных продуктов сделано намного меньше проектов серьезной комплексной автоматизации. Получается, что такому доверию нужно время, чтобы сформироваться.

Но, с другой стороны, хочется отметить, что на рынке есть такие компании, как мы, которые в силу специфики работы ведут множество проектов из самых разных сфер бизнеса, знают часть типовых особенностей и всегда готовы как помогать и консультировать с выбором, так и брать на себя часть рисков проекта в процессе работы.

Сформировались ли уже собственные сильные бренды на российском IT-рынке? Что им позволило стать заметными фигурами?

Я бы разделил здесь сервисную индустрию и продуктовый бизнес. В сервисах идет трансформация, уход крупных компаний, традиционно работавших с западными клиентами, и ребрендинг. За прошедший год я не знаю ситуаций, чтобы кому-то удалось сформировать бренд «с нуля». Однако существенная часть устоявшихся и зарекомендовавших себя команд остается на рынке, претерпев смену названия или сохранив исходный бренд. Живой пример такой компании это мы — «Формат Кода».

В продуктовом сегменте у нас всегда были свои бренды. Они базировались на знании и использовании особенностей рынка. «1°C», «Касперский», «Яндекс» и множество других крупных компаний сейчас получают огромные возможности развития в корпоративном сегменте.

Какова дальнейшая траектория развития, будет ли происходить дальнейшая консолидация рынка?

Все будет зависеть от структуры спроса и способов инвестирования в развитие. Сейчас в корпоративном сегменте и в госсекторе наблюдается тенденция выделять большие бюджеты, выбирать для исполнения крупные компании — по принципу размера, а не качества экспертизы и без вникания в то, способен ли поставщик качественно освоить эти вливания.

В IT-сфере, даже без оглядки на западный опыт, в нашей технологической истории все крупные независимые проекты возникали «снизу вверх» — небольшая команда создавала успешный продукт и выращивала его в корпорацию. Примеры «Яндекса», «Mail.ru» и других подтверждают этот путь. Примеров же создания качественного продукта, когда кто-то выделил миллиард рублей на год крупному интегратору, я не знаю.

Пока мы идем по пути консолидации в силу структуры экономики — правила диктуют большие корпорации. Эффективный ли это путь — покажет время.