Призраки прошлого: как оживить законсервированный, но работоспособный склад?

На российском рынке складской недвижимости сложилась довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, растет и явно опережает предложение спрос на высокотехнологичные складские комплексы, с другой – с уходом западных компаний многие складские площади и оборудование простаивают. Причем речь идет не о морально и физически устаревших руинах, а о серьезных индустриальных объектах, которые оснащены высокотехнологичным «железом», но без документации и лицензий, без работоспособного фирменного ПО и без какой-либо поддержки.
На чем основываются решения о приобретении таких объектов? По какому пути пойдет рынок?
Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию Александра Глазунова, директора по разработке программного обеспечения компании «Формат кода».
По словам Александра, повторный ввод в эксплуатацию или покупка «замороженного» складского объекта может стать как выгодной инвестицией, так и источником множества проблем. Многое зависит от его размера, состояния и специфического оснащения, однако конечный порядок цифр можно понять посредством аудита оборудования и IT-систем.
«С одной стороны, это может быть уникальным предложением, с другой – узкоспециализированный объект мало кто захочет перезапускать под идентичные бизнес-задачи. Не всегда легко понять, как использовать склад со специальным оснащением для других целей. Можно ли реанимировать и далее поддерживать в рабочем состоянии установленное оборудование? С одной стороны, оно зачастую бывает очень современным и высокотехнологичным, но с другой – без IT-начинки это груда бесполезного металла», – рассказал Александр.
Рациональный подход к оценке и аудиту оборудования поможет избежать типичных ошибок и максимально эффективно использовать активы. Для этого важно:
- определить, как старое оборудование будет функционировать в новых условиях и пригодно ли оно в принципе для реализации необходимых бизнес-процессов;
- оценить имеющиеся инженерные системы и возможности их модификации (например, электропитание, отопление, вентиляция и т.п.) и убедиться, что они смогут обеспечить необходимые условия как для хранения товаров и материалов, так и для функционирования автоматизированного оборудования;
- уточнить наличие хотя бы фрагментарной документации на оборудование и на управляющие системы (программы ПЛК и т.п) и оценить возможности реверс-инжиниринга для восстановления отсутствующей информации;
- определить возможности сопровождения оборудования в ходе будущей эксплуатации, в том числе доступность запчастей, а также возможности переноса ПО микроконтроллеров в случае их замены при поломках;
- определить архитектуру будущего IT-решения для интеграции складской автоматики с существующими системами – в частности сформулировать требования к ПО класса WCS для обеспечения взаимодействия между выбранной системой WMS (либо ERP) и фирменным ПО оборудования;
- с учетом перечисленных выше задач оценить стоимость проекта по адаптации склада для его запуска под новые нужды.
«Потенциальные покупатели должны тщательно оценивать состояние оборудования, учитывать всевозможные юридические аспекты, осознавать риски расходов, связанных со списанием и утилизацией непригодного оборудования, проанализировать возможности интеграции с существующими IT-системами. Ведь важно не просто оживить роботов и прочую автоматику, но и поменять поведение системы. Все изменения должны быть направлены на интеграцию старого оборудования с новыми бизнес-процессами. Это может потребовать перепрограммирования и адаптации старых систем», – отметил эксперт.
«В своей практике мы используем программные продукты, играющие роль посредников (middleware) между оборудованием и системой управления складской логистикой. Warehouse Control System – это всего лишь один из примеров такой интеграции. То есть это программный слой, который позволяет связать верхний бизнес-уровень с задачами управления конкретным оборудованием в контексте организации всевозможных задач перемещения материалов и товаров внутри склада. Каждое решение базируется на глубоком анализе состояния оборудования, а также на понимании технологических аспектов, связанных с его интеграцией в действующие бизнес-процессы. В сферу наших компетенций входит реинжиниринг складских хозяйств и производств с адаптацией к индивидуальным потребностям заказчика. Он состоит из поэтапного обновления всех процессов, происходящих на объекте заказчика. Его цель заключается в улучшении показателей, обновлении оборудования и его программного обеспечения», – добавил Александр Глазунов.
Более подробно почитать о том, как «подружить» ИТ-системы с широким спектром незнакомого складского оборудования можно в нашей статье «Актуальные задачи интеграции складского оборудования и WMS: вендор-агностик решения».
Санкции и уход западных компаний поставили сложные задачи перед IT-компаниями, занимающимися автоматизацией производств и складских хозяйств. Однако российские компании успели продвинуться в создании необходимых кастомизированных интеграционных решений. Грамотный подход к реинжинирингу и адаптации под специфические потребности поможет не только «оживить» сложные системы, но и трансформировать их в эффективные инструменты для современного бизнеса. Составляя план действий и применяя инновационные технологии, компании смогут преодолеть текущие вызовы и войти в новый виток развития.